В департаменте транспорта администрации города Липецка рассказали, как на самом деле обстоят дела с реализацией трамвайной концессии в городе.
Как сообщили в департаменте, сделать их это побудила недостаточно корректная информация о реконструкции трамвайных путей и в целом о её ходе, которая распространяется в интернете.
Концессионное соглашение было заключено между тремя сторонами: городом, областью и ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ Липецк». Компания-концессионер обязалась провести реконструкцию части старых путей, построить новые, реконструировать депо и поставить современные трамваи. Все работы должны завершить к концу 2025 года.
Что уже сделано (по отчётным данным концессионера на 31 декабря 2024 года):
- демонтаж старых путей выполнен на 80%;
- уложено 50,7% новых путей;
- 46 новых трамваев доставлены в 2023-2024 году.
Прогресс по этапам:
1. Первый этап (ул. Краснозаводская и ул. 3 Сентября): старые пути полностью демонтированы, новые уложены.
2. Второй этап (ул. Полиграфическая, пр. 60 лет СССР, ул. Меркулова, ул. Катукова): старые пути полностью демонтированы, новые уложены.
3. Третий этап (ул. Московская, ул. Циолковского, ул. Терешковой): демонтировано 73% старых путей, уложено 7% новых путей.
4. Четвёртый этап (ул. Металлургов, ул. 9 Мая): демонтировано - 63%, уложено — 26%.
5. Пятый этап (переезд пр. Победы, подходы к Октябрьскому мосту): демонтировано - 67%, уложено — 41%.
6. Шестой этап (улицы Катукова и Стаханова) и депо: работы ещё не начались.
Финансы и проблемы
Общий объём инвестиций — 14,5 млрд рублей. Из них:
- 9,97 млрд — на реконструкцию и строительство путей;
- 3,86 млрд — на новые трамваи;
- 0,7 млрд — другие расходы.
По результатам проведённой государственной экспертизы стоимость указанных в проектной документации объёмов работ по этапам 1, 2, 3, 5 и депо уже превысила 9,85 млрд рублей. Оставшихся средств, предусмотренных на строительно-монтажные работы, явно недостаточно на реализацию остальных этапов.
Почему темпы работ заметно снизились?
Город и область исполняют свои финансовые обязательства в полном объёме, но у концессионера возникли трудности с привлечением заёмных средств по линии ВЭБ.РФ. Город не является стороной кредитного договора и не может вмешиваться во внутренние финансовые вопросы компании, поэтому за более подробными разъяснениями целесообразно обращаться к «МОВИСТА РЕГИОНЫ Липецк».
Что дальше?
Компания предложила внести изменения в концессионное соглашение (соответствующее обращение поступило 21 марта 2025 года). Сейчас этот вопрос изучают все заинтересованные структуры города и области. Любые существенные изменения должны быть согласованы с Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) и иметь исчерпывающие основания.
Шестой этап (улицы Катукова и Стаханова) остаётся одним из важнейших этапов проекта. Город будет прилагать усилия для его сохранения в рамках концессии.
За ходом работ следят государственные структуры, включая Минтранс России, «ВЭБ.РФ» и правительство Российской Федерации.
«Будем держать вас в курсе актуальных новостей и информировать о ходе дальнейшей реализации концессии», - отметили в департаменте.
В рамках трамвайной концессии в Липецке сейчас проводят третью плановую проверку. Все замечания будут включены департаментом транспорта в акт проверки и опубликованы на официальном сайте мэрии города до 3 апреля. С предыдущими актами проверок можно ознакомиться по ссылке: https://clck.ru/3JYJeo.